Исследование причин гендерного насилия в школе

Цитирование:

Дьяченко Т.М. (2002) Исследование причин гендерного насилия в школе.// Управление образованием: опыт, проблемы, тенденции/Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ФПК и ППРО МГПИ/ Под ред. В.В.Артоболевской и Д.Г.Левитес: В 3 т. – Мурманск:МГПИ, . - Том 1, с. 92-100

 

 Исследование причин гендерного насилия в школе

 Доклад на межрегиональной научно-практической конференции Мурманск, 29-30 ноября 2001 «Управление образованием: опыт, проблемы, тенденции»

        В процессе социализации ребенок проходит два этапа:  сначала как объект общественных отношений, а затем  как их субъект. Как к объекту социальная среда предъявляет к человеку определенные требования, ролевые ожидания, сообщает основные моральные нормы и ценности. Социализируясь, ребенок усваивает эти правила, интериоризирует их и становится субъектом отношений.  Как субъект человек руководствуется интериоризированными нормами, ценностями самостоятельно, предъявляя к самому себе и к другим эти требования и ролевые ожидания.  Если в детском саду ребенок в большей степени еще объект  отношений, поскольку он все время находится под присмотром воспитателя, который корректирует его поведение, сообщает ему, как надо себя вести в той или иной ситуации, то школьник уже в большей степени субъект отношений со сверстниками. Влияние и вмешательство взрослых во взаимодействие детей в школе гораздо менее существенно, чем в детском саду, поэтому  можно сказать, что школа – эта та социальная среда, где ребенок  начинает активно действовать как субъект общественных отношений. В школьной группе дети проходят свой основной тренинг взаимодействия с людьми, находящимися с ними на одном иерархическом уровне. Именно в школе в полную силу обнаруживают свое практическое значение гендерные стереотипы, окончательно определяются гендерные роли, отрабатываются и закрепляются паттерны взаимоотношений с противоположным полом. Характер гендерных отношений в школе может  запрограммировать человека на подобные отношения в его взрослой жизни, определить удачи или неудачи в общении с противоположным полом и даже повлиять на отношения в собственной семье.

 Одним из самых негативных  составляющих гендерных отношений является насилие. Эта область социальных исследований разрабатывается совсем недавно, особенно в России. Долгое время насилие в семье, насилие мужчин над женщиной  было запретной темой, но сейчас эта область активно развивается. Особой заботой сейчас становится проблема предотвращения гендерного насилия, как в семье, так и в целом в обществе.

   Профилактика гендерного насилия требует изучения его причин и источников. Вот почему и было предпринято исследование гендерных отношений, т.е. отношений между мальчиками и девочками,  в школе. Цель исследования – изучение причин гендерного насилия в школьных коллективах. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. Выявление факта наличия гендерного насилия в школе, т.е. существует ли асимметрия в насильственном поведении школьников в зависимости от пола.
  2. Определение мотивов гендерного насилия.
  3. Изучение гендерных стереотипов школьников.
  4. Изучение различий в отношении учителей к ученикам в зависимости от пола.
  5. Изучение влияния семейных отношений на формирование гендерных ролей

 

Исследование было проведено в школах города Апатиты Мурманской области  в 2000-2001 г.г. в тринадцати классах – в одном первом классе, двух вторых классах, двух третьих, четырех седьмых и четырех девятых.  Всего в исследовании приняло участие 249 школьников от 6 до 15 лет, из них 126 мальчиков и 123 девочки.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

-анкетирование,

-индивидуальное интервью,

-групповое интервью.

 

Результаты исследования.

 

       Наличие гендерного насилия в школьных группах определялось следующими вопросами: «Обижают ли тебя мальчики?», «Обижают ли тебя девочки?». Ответы в разных классах различны, но сохраняется достаточно явно выраженная тенденция, которая представлена в таблице 1.

                                                                                                     Таблица 1

 

Группы                          1-3 классы              7 классы               9 классы

 

Девочки, обижен-               66 %                       57 %                     41 %

ные мальчиками    

Мальчики, обижен-             32 %                       20 %                     21 %

ные мальчиками

Девочки, обижен-                33%                         -                            -

ные девочками

Мальчики, обижен-              37%                        -                             -

ные девочками

      Из данных таблицы 1 видно, что число девочек, обиженных мальчиками, в 2-3 раза выше числа мальчиков, обиженных мальчиками. Несмотря на то,  что обе величины падают к старшим классам, принципиально ситуация не изменяется. Можно было бы предположить, что девочки, как  более эмоциональные, острее реагируют на проблемы в отношениях и большее число обиженных девочек – результат субъективизма девочек. Но в начальных классах девочки, обиженные девочками составляют 33% от общего числа учеников, в то время как число обиженных девочками мальчиков равно 37%. Внутри однородных по половому признаку групп число обиженных детей примерно одинаково: у мальчиков начальных классов оно составляет 32%, у девочек – 33%. Число мальчиков, обиженных девочками составляет  37%, что не намного больше внутригруппового количества.  Все это говорит о том, что гендерное насилие в школе действительно существует, и оно заключается преимущественно в преобладании     насилия мальчиков над девочками.

     В средних и старших классах число учеников, обиженных девочками не выявлялось посредством анкетирования, поскольку в ходе индивидуальных и групповых интервью эта тема не звучала как актуальная ни для мальчиков, ни для девочек.

     Наиболее типичные формы гендерного насилия против девочек меняются с возрастом. В начальных классах это обзывательство,  действия, направленные против собственности (порча вещей, воровство) и физическое насилие (пинки, толчки, удары и т.п.). В средних классах это преимущественно действия против собственности  и вербальное насилие, в котором иногда присутствует сексуальный оттенок, в старших классах  физическое насилие и действия против собственности уже не упоминается, но появляются оскорбления матерными словами и сексуальные намеки.

      Оказалось интересным, что учителя не видят проблемы гендерного насилия в отношениях между детьми. Все учителя, которые работают в  исследуемых классах, на  вопрос « Какие отношения в вашем классе между мальчиками и девочками? Обижают ли мальчики девочек или наоборот, девочки мальчиков?» отвечали: « Нормальные отношения, конфликтов и проблем не больше, чем в отношениях мальчиков с мальчиками и девочек с девочками». Можно сказать, в школьных группах идет скрытая «гражданская война» между мальчиками и девочками.

     Для изучения мотивов гендерного насилия школьникам задавался вопрос: «Почему мальчики обижают девочек?», «Почему девочки обижают мальчиков?». Наиболее типичные ответы на первый вопрос приведены в таблице 2.

 

                                                                                                          Таблица 2

         Ответы школьников на вопрос «Почему мальчики обижают девочек?»

 

Типичные ответы                                                         К л а с с ы

                                                    1класс         2 класс         3 класс        7 класс       9 класс

                                                  маль. дев.   маль. дев.     маль. дев.     маль. дев.     маль. дев        

Желание привлечь внима-                                                 +       +         +        +         +       +

ние, проявить любовь к

 девочке

Проявление силы и                                                +           +      +         +        +        +       +

власти

Девочки сами виноваты                                +                     +                  +                 +       +

и провоцируют мальчи-

ков

Желание поиграть, побе-          +        +        +                    +

гать вместе с девочками

«Не знаю, почему»                    +        +        +       +           +     

 

       Эти данные показывают, что мотивы гендерного насилия против девочек развиваются от желания подвигаться в младших классах до социально  и эмоционально обусловленных мотивов в старших классах. Осознанность мотивов растет с возрастом.

       Ответы на второй вопрос "Почему девочки обижают мальчиков?" менее систематизированы и категоризированы и поэтому в данной работе подробно не рассматриваются. Основной мотив девочек к гендерному насилию сводится к желанию отомстить мальчикам, нежелание терпеть обиды. Большинство мальчиков подтверждают эти тенденции. "Мы их бьем, а они нам мстят, но мы сильнее и победим девок",- довольно типичный ответ младших школьников.

       Рассмотренные мотивы – это движущие силы гендерного насилия с точки зрения самих детей. Реальные причины и источники гендерного насилия лежат за мотивами и все другие вопросы анкеты и интервью были направлены на то, чтобы попытаться раскрыть их.

      Гендерные стереотипы школьников определялись с помощью вопроса: «Что значит для тебя настоящий мужчина (настоящая женщина)? Какими он должен обладать качествами?». Результаты ответов обрабатывались при помощи контент-анализа и определения удельного веса каждой выделенной категории в зависимости от количества детей ее назвавших. Ответы на указанные вопросы не очень отличались с изменением возраста. Главное качество настоящей женщины это красота для школьников всех возрастов независимо от пола. Если для младших школьников это красота, красивые волосы, одежда, то для старших – стройная фигура, красивые ноги и грудь. Школьники средних (седьмых) классов дают менее сексуально окрашенные ответы, но уже такие качества как сексуальность, соблазнительность и т.п. уже присутствуют в ответах,  как мальчиков, так и девочек.

       Качества настоящего мужчины для мальчиков и девочек различны. Для мальчиков главным качеством настоящего мужчины является сила, для девочек – доброта, общительность, заботливость.

      Другой аспект гендерных стереотипов  относительно своих сверстников изучался с помощью вопроса: «Что тебе больше всего нравится в девочках (мальчиках) вашего класса? Что ты в них ценишь?». И девочки и мальчики начальных классов ценят в девочках, так же как и в женщинах, красоту. Но для средних и старших классов существуют гендерные различия в отношении к девочкам. Мальчики по-прежнему предпочитают в девочках красоту, в то время как девочки выделяют доброту, понимание, стремление помочь в трудную минуту. Таким образом, девочки рассматривают девочек как субъектов общения, т.е. как подруг и ценят качества, которые важны в  дружбе, а мальчики смотрят на девочек как на объект и достаточно сексуальный.                                                                                                    /

      Наиболее предпочитаемые качества мальчиков имели большие гендерные различия для школьников начальных классов. Для мальчиков это сила и мощь, для девочек – доброта, общительность и способность защитить девочек. В средних и старших классах мальчики и девочки предпочитают в мальчиках общительность, способность дружить и чувство юмора. Т.е. девочки хотят рассматривать мальчиков как друзей, так же как это делают и мальчики по отношению к мальчикам.

     Итак, в то время как девочки всех возрастов ищут дружеских отношений с мальчиками, мальчики всех возрастов видят в основном внешние качества девочек. В младших классах мальчики ищут возможности показать свою силу и власть, используя девочку как объект такой демонстрации. В старших классах девочки для них еще и сексуальный объект. Мальчики для девочек это субъект общения, девочки для мальчиков это объект наблюдения, демонстрации своей силы, удовлетворения сексуальных инстинктов. 

      Другой аспект гендерных стереотипов это социальная роль мужчины и женщины. В начальных классах был задан вопрос: «Кому легче живется мужчинам или женщинам, мальчикам или девочкам и почему?». В 7-х и 9-х классах вопрос звучал так: «Существует ли неравенство в правах и обязанностях мужчин и женщин  в семье и в обществе?». Мальчики и девочки младшего возраста  в основном отвечали, что легче живется мужчинам и мальчикам, а  объяснили это тем, что «они не моют посуду, не убирают дома, не готовят», «когда мужчина отдыхает с книжкой на диване, женщина работает по дому». В то же время многие ученики считают, что это естественное явление и нормальное распределение обязанностей, т.к. «мужчина выполняет тяжелую работу, и он должен отдыхать дома, но он должен иногда помогать жене». Многие ученики 3-х и 7-х  и 9-х классов рассматривают «настоящую женщину» как хорошую хозяйку. Один третьеклассник написал: «Женщина должна варить, стирать, заботиться о мужчине и быть ласковой с ним»  У многих третьеклассниц встречаются подобные описания женского идеала: «Женщина должна уметь хорошо готовить, быть хозяйкой на кухне, любящей матерью и женой, аккуратной и прилежной»

        Эта тенденция развивается в представлениях об идеальной женщине у семиклассников. Девочки этого возраста уверены, что мужчинам легче, т.к. женщина имеет больше работы по дому, «но она должна это делать, ведь прежде всего она хозяйка», а «мужчина – глава семьи».  Мальчики в целом разделяют эту точку зрения. Большинство мальчиков  и девочек 7-х и 9-х классов считают, что у женщины больше обязанностей, а у мужчин больше прав как в семье, так и в обществе и это нормальное явление. Все это показывает, что образ домохозяйки, домработницы, обслуживающей мужчину, удовлетворяющей его потребности глубоко укоренился в самосознании девочек, и воспринимается ими естественно.

        Групповое интервью с девятиклассницами показало, что девушки уже усвоили роль пассивного объекта в отношении к мужскому полу. Они объясняют агрессию юношей по отношению к ним неправильным поведением самих девушек. Ирина, ученица 9-го класса, сказала: «Мальчики не обижают нас. Правда, Вася в прошлом году побил меня и сломал  мне ребро, но я была сама виновата, я его разозлила». Ее одноклассницы подтвердили: «Да, она сама была виновата, вывела его из себя».

      Различие в отношении учителей к ученикам в зависимости от пола определялось вопросами: «К кому лучше относятся учителя?» и «Кого больше критикуют мальчиков или девочек?». На эти вопросы почти все опрошенные независимо от пола и возраста ответили одинаково: учителя лучше относятся к девочкам, т.к. они лучше учатся, более аккуратны и дисциплинированы, а критикуют учителя больше мальчиков, т.к. они плохо ведут себя, часто дерутся, ленятся, не хотят учиться. Групповое интервью с третьеклассниками показало, что мальчики обижаются на девочек за то, что их учителя  любят больше и мальчикам хочется побить девочек, «чтобы не подлизывались к учительнице, не выскакивали на уроках с ответами». Мальчики сказали, что девочек чаще спрашивают на уроках, ставят более высокие оценки, потому что они умнее мальчиков, быстрее соображают, « за это мы им мстим»,- говорят мальчики. Очень неожиданным оказалось то, что почти все мальчики начальных классов считают девочек более умными по сравнению с мальчиками. Когда было рассказано, что по результатам диагностики интеллекта мальчики не проигрывают девочкам, мальчики не могли поверить в это: «У вас неправильные тесты», - сказали они. Еще одну из причин предпочтения девочек учительницами мальчики сформулировали так: «потому что они все девочки». Таким образом, различное отношение учителей к ученикам в зависимости от пола может считаться одной из причин гендерного насилия в школе.

С другой стороны, учителя любят девочек как удобный объект для педагогического воздействия и поощряют в них эти качества. Авторитарный стиль преподавания - характерная черта всей системы образования в России. В школе предпочтение отдается дисциплинированным ученикам, послушно  усваивающим знания   в соответствии с программой, а не творческим и активным, не вписывающимся в стандарты и нормы. Таким образом, школа укрепляет гендерный стереотип в отношении к девочке как пассивному объекту обучения, эксплуатируя такие ее качества как аккуратность и дисциплинированность. В то же время в мальчике на протяжении всего периода обучения формируется чувство неполноценности, неуспешности, поскольку его более низко оценивают учителя, чаще критикуют. Это вызывает в мальчике  желание скомпенсировать свою неполноценность при помощи гендерного насилия над девочками. Адлер такой механизм сверхкомпенсации комплекса неполноценности называет комплексом превосходства. Одна девочка – третьеклассница в интервью сказала: «Мальчика обидели, у него плохие чувства, и он начинает бить девочку, чтоб избавиться от этих чувств  и показать, что он тоже может победить кого-то».

Третьеклассник Петя решил объявить войну девочкам его класса. На протяжении всех трех лет обучения он постоянно подвергался  упрекам, замечаниям, даже оскорблениям со стороны учительницы. Ему делалось по 10-12 публичных критических замечаний в день, учился он в основном на тройки. В то же время у мальчика высокий уровень интеллекта, согласно результатам диагностики по методике Векслера. Он хорошо ведет себя дома и у него прекрасные отношения со всеми членами семьи. Учительнице же не нравилось раскованное поведение мальчика, его стремление к независимости, смелость в высказывании своей точки зрения. Петя ничего не рассказывал о своих проблемах с учительницей дома. Характер отношения учителя к мальчику был выявлен из рассказов одноклассников и на основе наблюдений автора. Видимо весь свой негативный эмоциональный заряд, полученный от учителя,  Петя разряжал на девочках.

Влияние семейных отношений на формирование гендерных ролей выявлялось в процессе индивидуального интервью со школьниками. Первоклассник Вова, на которого жалуются почти все девочки в классе, на вопрос: «Почему мальчики обижают девочек?» ответил: «Потому что девочки плохо себя ведут. Я хочу навести порядок в игрушечном уголке, а они не хотят убирать. Я их заставляю по-хорошему, они не слушаются. А только покажу им ремешок, быстро убирать начинают». На вопрос: «Почему мужчины обижают женщин?» он ответил: «Потому что женщины неправильно себя ведут. Мой папа чуть не задушил маму, когда она пришла домой в 10 часов утра. Она же должна приходить домой вовремя». На вопрос: «Как тебя дома наказывают?» он ответил: «Мой папа бьет меня ремнем, но редко, только раз в день. А моего брата Колю пять раз в день, особенно за то, что он писается в кровать ночью». Этот пример показывает прямую связь семейных отношений с гендерным насилием в школе.

Саша, ученик третьего класса, который особенно активно проявлял гендерное насилие в классе, подвергается в свою очередь насилию, как со стороны учительницы в школе, так и дома, со стороны старшего брата. Он не рассказывал о своих чувствах  родителям, не желая быть ябедой. Отношения между мальчиком и родителями хорошие, но брат бьет его каждый день. Все свои негативные эмоции, по-видимому, мальчик пытается отреагировать на более слабых оппонентах – девочках.

Общая черта всех этих случаев – это то, что мальчик никому не рассказывает о своих негативных чувствах. Его агрессия ищет выход в виде гендерного насилия в школе. В первом из указанных случаев Петя подвергался гендерному насилию со стороны учительницы, во втором случае Вова наблюдал гендерное насилие дома и сам подвергался физическому насилию со стороны отца, в третьем случае Саша подвергается комплексному насилию –  моральному гендерному со стороны учительницы и физическому со стороны брата. Во всех трех случаях возвращается насилие в гендерном виде против девочек, как более слабых и беззащитных.

Кроме указанных причин гендерного насилия, существует еще одна, которая не изучалась специальными вопросами, но проявилась в процессе наблюдения за поведением детей. Это средства массовой информации. В современных образцах видео- и кино- продукции стереотип маскулинности обычно содержит черты силы и власти, т.к. именно такие качества позволяют добиться успеха в жизни. Один из путей внушения гендерных стереотипов это компьютерные игры, полные агрессии, борьбы, насилия и убийств. Действуя агрессивно на экране компьютера, ребенок достигает успеха, переходит на следующий, более высокий «уровень». Так, упомянутый мальчик Петя, объявивший в классе войну девочкам, организовал военные действия так, что мальчики, вооружившись игрушечными пистолетами, построив укрытия и засады, должны были «убить» как можно больше девочек. Оценка и переход на более высокий «уровень» мальчика пропорциональна числу  «убитых»  или пойманных в засаду девочек. Девочек очень оскорбляла эта игра: «Мы для них мешки для битья, лиллипутики, низшие по званию».  Во время интервью с Петиной мамой выяснилось, что мальчик очень любит играть на компьютере в военную игру, правила которой он перенес в школьную жизнь. Так Петя нашел и даже организовал «адекватную» форму выражения своей агрессии, накопленной во время уроков.

Мальчики, которые воспитываются в ситуации насилия со стороны взрослых и приоритета маскулинности не способны выражать свои позитивные эмоции радости, любви адекватно. Никто не учил их быть ласковыми, терпимыми, вежливыми. Отсутствие в их поведенческом репертуаре путей выражения любви и симпатии приводит к гендерному насилию, как к единственному способу выражения своих лучших чувств к девочке. Это достаточно убедительно демонстрируют данные таблицы 2, где «желание привлечь внимание, показать свою любовь» выделяется как один из наиболее типичных ответов на вопрос «Почему мальчики обижают девочек». Групповое интервью с мальчиками третьего класса выявило следующий мотив гендерного насилия против девочек: «Мальчики обижают девочек, чтобы они обратили на них внимание и чтобы девочки поняли, что они им нравятся», «Он показывает свою силу, чтобы она поняла, какой он сильный и полюбила его», «Мальчику нравится девочка, и он бьет ее, чтобы никто не догадался об этом и не посмеялся над ним». Девочки отвечали: « Мальчику нравится девочка и он показывает ей свою силу, когда бьет другую девочку», «Он хочет познакомиться с девочкой и не знает, как подойти, поэтому начинает задираться».

 

 Выводы

 Исследование показало, что гендерное насилие в школе существует. Количество девочек, обиженных мальчиками – 65% в начальных классах, 56% в средних  классах и 45% в старших.  «Фоновое» значение количества девочек, обиженных девочками, мальчиков, обиженных мальчиками и мальчиков – девочками составляет около 35%. Таким образом, в школе наиболее выражено насилие мальчиков против девочек.

Главные мотивы гендерного насилия против девочек, обнаруженные в ходе исследования, это желание побегать, поиграть для мальчиков 1-2 классов, начиная со второго класса – желание власти, проявление силы, начиная с третьего класса –  это стремление привлечь внимание, проявление любви. Мальчики всех возрастов полагают, что девочки сами виноваты в том, что мальчики их обижают, и к девятому классу девочки с этим начинают соглашаться. Мотивы гендерного насилия со стороны девочек в основном сводятся к желанию отомстить мальчикам за нанесенные обиды.

Мотивы насилия имеют под собой реальные причины. Первый из мотивов – это желание мальчиков побегать и поиграть с девочками. Пытаясь поиграть, мальчик начинает толкать, пинать, дергать, что-нибудь отбирать у девочки. Причина такого насилия кроется в неумении социально-адекватными способами организовать игру, в недостаточно  развитых коммуникативных навыках, что не дает возможность мальчику подойти к девочке и предложить ей поиграть.

Второй мотив – это чувство мести, в ответ на то,  что девочки сами пристают к мальчикам. Причина этого,  может быть в отсутствии взаимопонимания между девочками и мальчиками вследствие различных гендерных ожиданий. Девочки рассматривают  мальчиков как  субъектов общения, а мальчики сами себя воспринимают как субъекта борьбы. В то же время девочка рассматривается мальчиками как объект, поскольку предпочтение отдается ее внешним качествам, прежде всего. Вторая причина, которая объясняет этот мотив – это неразвитость коммуникативных навыков у девочек. Девочки,  как и мальчики, хотят поиграть, но не могут свое желание выразить социально-приемлемыми средствами.

Третий из выявленных  мотивов - желание власти – происходит, согласно исследованию, по следующим причинам.
Первая из них – гендерные стереотипы, имеющиеся в культуре издавна. Девочка рассматривается как пассивный объект с самого раннего возраста. Ей внушается, что, прежде всего, она должна быть привлекательной  и уметь вести хозяйство, то есть обладать теми качествами, которые необходимы, чтобы удачно выйти замуж и как можно лучше удовлетворять потребности мужа, чтобы удержать его. Пассивность и терпение  - удел женщин, а активность, лидерство, власть – прерогатива мужчин.

Вторая причина – это насилие дома в отношениях между членами семьи и в школе со стороны учителей.  Основные рычаги воспитания и в школе и дома – это чувства вины, стыда, страха. В сочетании с гендерными стереотипами это формирует в девочке роль жертвы. Учителя и родители рассматривают девочку как более удобный объект для воспитания и обучения, чем мальчиков. Эксплуатируя качества  дисциплинированности, большей, чем у мальчиков нормативности  поведения, взрослые поощряют эти качества, таким образом, усиливая в ее личности роль пассивного объекта. Родители и учителя хотели бы это сделать и с мальчиками тоже, но мальчики более устойчивы, они менее дисциплинированы, более сильны и активны физически. Взрослые, учителя и родители, все-таки побеждают мальчиков благодаря своему статусу. Мальчики компенсируют свое поражение, побеждая девочек, как более слабых.

Третья причина – это различие в отношении к мальчикам и девочкам со стороны учителей. Все дети, независимо от пола и возраста, ответили в своих анкетах, что учителя лучше относятся к девочкам, больше их спрашивают и ставят более высокие оценки, а ругают и наказывают больше мальчиков. В начальных классах все дети считают, что девочки умнее мальчиков. Это вызывает в мальчиках желание отомстить девочкам. А в женщинах, видимо, появляется в последствии тенденция скрыть свои умственные способности и прикинуться дурочкой перед мужчинами.

Четвертая причина – это средства массовой информации и компьютерные игры, которые укрепляют стереотип сильного, агрессивного мужчины  как более успешного в жизни, таким образом, формируя направленность на борьбу и насилие у мальчиков.

Четвертый из выделенных школьниками мотивов гендерного насилия – потребность выразить чувство симпатии и любви -  имеет причину в неспособности выразить позитивные чувства, потому что никто не учит детей делать это, а также, потому что социальные стереотипы не позволяют быть мальчикам ласковыми и мягкими.

 

Рекомендации

       Для предотвращения гендерного насилия в школе учителям и родителям прежде всего необходимо исключить насильственные методы воспитания, основанные на чувствах страха, стыда и вины. Особенно это важно в отношении детей младшего школьного возраста. Альтернативой насилию в воспитании может служить позитивная педагогика, основанная на поощрении, конструктивном решении конфликтов, а также создание условий для самоактуализации личности ребенка и демократичных отношений между учителями и учениками. Такие условия важны для всех детей независимо от пола, поскольку они способствуют гармонизации межличностных отношений. Гармоничные отношения со значимыми людьми, родителями и учителями, не создают негативных эмоциональных зарядов, которые необходимо разряжать в среде сверстников.

    Учителям и родителям необходимо осознать, а затем и изменить различные установки в отношениях к мальчикам и девочкам с точки зрения воспитания ответственности, поощрений и наказаний. Необходимо изменить асимметрию в распределении поручений и требований ответственности. В начальных классах учителям необходимо подчеркивать, что мальчики не уступают девочкам в умственных способностях и создавать условия для того, чтобы мальчики могли проявить себя в учебе не хуже девочек.

    И учителям и родителям можно дать рекомендацию воспитывать самосознание девочки как активного субъекта отношений, в том числе гендерных; субъекта, способного к творческой самореализации и самоактуализации личности не только в рамках домашнего хозяйства, а и в  перспективе определения собственной судьбы.

   Необходимо учить мальчиков выражать свои позитивные чувства, включая симпатию к девочкам, адекватно, а также учить способам саморегуляции и релаксации, которые позволили бы снять агрессивность без насилия над более слабыми.

Для всех учеников, особенно в начальных классах, рекомендуются занятия-тренинги по развитию рефлексивных качеств, коммуникативных навыков, где мальчики и девочки учились бы завязывать знакомство, организовывать совместные игры, совместную творческую деятельность

 Учителям необходимо вести работу и с детьми и с родителями по изменению ригидных гендерных стереотипов.  Всем взрослым - защитить детей от агрессивности компьютерных игр и кинопродукции.